Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

190000, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 13, литера А

Телефон

8 (812) 571-95-39

Эл. почта dou8.adm@obr.gov.spb.ru

ГБДОУ детский cад No 8 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 13, литера А
Телефон: 8 (812) 571-95-39
Эл. почта: dou8.adm@obr.gov.spb.ru

 ТЕМА: "Проектирование новых форматов образовательных режимных моментов в ДОУ с учётом обновления субкультуры дошкольного детства"

Срок реализации проекта опытно-экспериментальной работы ГБДОУ детский сад №8 Адмиралтейского района СПб: 01.01.2018-31.12.2020 гг.

Основная идея проекта. Согласно ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование должно обеспечить развитие общей культуры ребенка, развитие разнообразных качеств его личности (физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических, личностных), способствовать укреплению здоровья детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие и воспитание детей должно осуществляться с учетом социокультурной ситуации развития личности дошкольников, с учетом их образовательных потребностей и интересов. Дошкольное детство — это особый культурный мир со своими границамиценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Становление детской субкультуры рассматривается как стихийный процесс, протекающий под влиянием наблюдений детей за взрослым обществом, просмотра СМИ, слушания книг. Детская субкультура –в широком значении – это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной исторической ситуации развития (Н. А. Иванова, Т.Д. Попкова). За последние годы взрослое сообщество оказалось дистанцированным от проявлений детской субкультуры. Это проявляется в том, что в содержании дошкольного образования все более усиливаются моменты рассогласования культуры взрослого общества и деткой субкультуры. Тематическое содержание педагогического процесса дошкольной образовательной организации остается практически неизменным в течение последних 25-30 лет. Это ярко проявляется в выборе взрослым сообществом произведений детской художественной литературы, подборе сюжетно-ролевых игр и игрушек, тематике образовательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривается как стандарт социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста. При этом процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребенка в культуру и присвоения им доступного содержания культурного опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация не исчер­пывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, обусловленным становлением детской субкультуры. Таким образом, наблюдается явное противоречие. С одной стороны, детская субкультура формируется под влиянием культуры взрослого общества. С другой стороны, культурные формы, предлагаемые взрослыми, отражают содержание культуры, актуальное для прошедших десятилетий, не всегда принимаемое детским сообществом. Процесс становления детской субкультуры принимает все более стихийный характер, а проявления детской субкультуры часто не принимаются взрослым сообществом. Соответственно мир взрослых и мир детей часто существуют параллельно в образовательном пространстве детского сада. Это объясняет сложности включения педагогов в сюжетно-ролевые игры с детьми, проблемы поддержки инициативы и самостоятельности детей; приводит к доминированию организованных форм обучения над взаимодействием взрослых и детей в разных видах деятельности вне обучения (в культурных практиках как образовательных режимных моментах).

Учитывая относительную закрытость и автономность детской субкультуры от влияния взрослого общества, реализация темы опытно-экспериментальной работы требует выделения в детской субкультуре тех ее сторон, на которые может оказать влияние социальное взаимодействие мира взрослых, и которые будут нести в себе инновационный потенциал. Представляется возможным выделить три основных формата образовательных режимных моментов в ДОУ с учетом обновления субкультуры дошкольного детства:

  • Проектирование «клубов по интересам», направленных на становление детского коллектива и коллективных отношений дошкольников в детском саду.Значимость данного направления объясняется тем, что последние методические разработки по становлению коллектива детей в детском саду и развитию коллективных отношений относятся к 80-м годам ХХ века. В тоже время детское сообщество – это основа становления и развития детской субкультуры. Расширяя своё социальное пространство (как правило, с помощью взрослых), дошкольники начинают осваивать различные коммуникативные формы: мимику, жесты, речевые конструкции, манеру поведения, действия окружающих людей. Это необходимо им для освоения различных способов взаимодействия с другими детьми. Социализация детей выступает как адаптация и освоение форм групповой жизнедеятельности в условиях «клубной» формы взаимодействия.
  • Проектирование культурных практик для поддержки самостоятельности и инициативности детей. Данное направление предполагает выбор тематического содержания и способов реализации культурных практик (образовательных режимных моментов в традиционном смысле данного словосочетания) на основе наблюдения педагогов за детскими вопросами и суждениями (сфера познания). Культурные практики, основанные на детских вопросах и суждениях, выступают как основа мотивации детей к занятиям. Разновидностью культурной практики выступает обустройство детьми игрового мира, что позволяет на основе наблюдения за детьми, совместно с ними обустроить и обновить игровую зону с учетом обновления содержания субкультуры (сфера игры). Данное направление позволит обеспечить ведущее требование ФГОС дошкольного образования (п.1.4.2) о построении образовательной деятельности при котором сам ребенок является активным в выборе содержания своего образования.Социализация детей проявляется в развитии познавательных интересов и сферы автономного поведения ребенка.
  • Обновление репертуара детской художественной литературы, репертуара музыкальных произведений и тематики игровой деятельности как основы организации образовательных режимных моментов в детском саду.Данное направление позволяет осуществить влияние мира взрослых на содержание и ценности детской субкультуры через наиболее значимые с эмоциональной точки зрения сферы взаимодействия ребенка со взрослой культурой. В рамках данного направления предполагается обновление репертуара художественной литературы для детей, музыкальных произведений, тематики сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, обновления игровой зоны. Механизм социализации в данном случае связан с развитием ценностных переживаний и ориентаций дошкольников.